Особенности выбора плуга для мотоблока МТЗ и его установки

Особенности выбора плуга для мотоблока МТЗ и его установки

Мотоблоки МТЗ хорошо знакомы нашим дачникам и огородником. Ценятся они за мощность, выносливость и простоту в обслуживании. Одна из наиболее популярных моделей этой марки – тяжелый мотоблок Беларус МТЗ 09Н спроектирован и выпускается как «одноосный трактор», поэтому нет ничего удивительного, что в его базовую комплектацию, помимо собственно мотоблока, изначально входит и навесной плуг. В принципе, помимо МТЗ 09, возможна установка однокорпусного плуга на мотоблок МТЗ любой модификации — даже на технически устаревшие и давно снятые с производства МТЗ 05.

Предназначение и виды плугов

Предназначения плуга – вспашка земли. Вспашка и сегодня остается основной почвообрабатывающей операцией, при исполнении которой взрезанный пласт измельчается и укладывается в борозду, а во время следующего захода частично присыпается сверху поднятой из следующей борозды землей. Применяется этот агротехнической прием не только для рыхления верхнего слоя почвы, но и для заделывания в почву пожнивных остатков или органических удобрений.

Существует несколько видов плугов, отличающихся способом обработки почвы:

  • Лемешной;
  • Оборотный;
  • Дисковый;
  • Лущильный.

По способу присоединения к мотоблоку различают:

  • Прицепные;
  • Навесные;
  • Полунавесные.

Обычно двухколесные помощники агрегатируются с однокорпусными лемешными плужками весом до 60 кг и шириной захвата 20-25 см. Хотя и двухкорпусной плуг для мотоблока МТЗ 09, не говоря уже о самой мощной модели – МТЗ 12, вполне по силам. Обычно мотоблоки МТЗ изначально комплектуются универсальными плугами ПН1-20. Хотя, имея желание и хорошие чертежи, можно изготовить приличный лемешной плужок и своими руками из подручных материалов.

Установка и регулировка

Прежде, чем присоединить плуг к мотоблоку МТЗ, нужно с агрегата снять транспортные колеса и заменить их специальными грунтозацепами. Грунтозацепы предназначены для лучшего сцепления агрегата с грунтом и устанавливаются на специальные ступицы, позволяющие увеличить рабочее расстояние между колесами, повышая тем самым устойчивость агрегата. При установке плуга на модели с небольшой массой желательно дополнительно устанавливать на них специальные балластные утяжелители, добавляющие им 20-30 кг веса.

Плужок крепится к мотоблоку с помощью стандартной или универсальной сцепки. Сцепка закрепляется на мотоблоке одним шкворнем, обеспечивающим ей 5% люфт, необходимый для амортизации действующей на агрегат при вспашке силы сопротивления почвы. Непосредственно со сцепкой плуг крепится через высверленные его стойке отверстия, причем в зависимости от места расположения на стойке выбранного отверстия выставляется глубина вспашки.

Регулировка плуга заключается в:

  • Установке глубины вспашки;
  • Регулировке наклона отвала;
  • Регулировке полевой доски.

О том, как отрегулировать установленный на мотоблок плужок, в двух словах не скажешь, это тема для отдельного разговора. Если все сделано правильно, агрегат будет двигаться по борозде равномерно, не «взбрыкивая», не виляя в сторону и не останавливаясь по собственному желанию, его мотор будет работать ровно, без перебоев. Борозда будет получаться ровной, носок лемеха не будет зарываться в землю, а взрезанный пласт почвы будет рассыпаться на мелкие фракции, накрывая собой крайнюю часть предыдущей борозды.

Оснащенный правильно настроенным плугом мотоблок МТЗ вполне способен справится со вспашкой дачных и приусадебных участков ничуть не хуже, а в ряде случаев даже лучше трактора.

Похожие записи

comments powered by HyperComments
Похожие публикации