Использование редуктора и запчастей новых модификаций для старых моделей мотоблока ОКА

Использование редуктора и запчастей новых модификаций для старых моделей мотоблока ОКА

Мотоблоки марки ОКА начали выпускаться еще в 80-х годах прошлого века, поэтому нет ничего удивительного в том, что их часто можно встретить на наших огородах и дачных участках. Как нет ничего удивительного и в том, что, верой и правдой прослужив много лет, такие двухколесные помощники нуждаются в серьезном техническом уходе. Проблема в том, что сейчас появились новые, современные модификации этого мотоблока. Можно или нет использовать запчасти для мотоблока ОКА с более современных для ранних ее модификаций – поистине гамлетовский вопрос, которым часто задаются владельцы старых моделей.

Устройство и основные узлы редуктора

На мотоблоках ОКА, как и на многих торговых марках российского производства, установлен редуктор МБ-1. По утверждению разработчиков, редуктор мотоблока ОКА при должном уходе может работать до 3500 часов без серьезных поломок. Такой продолжительный срок говорит о надежности этого важного узла мотоблока.

Стальной штампованный корпус редуктора МБ-1 конструктивно состоит из 2 половинок, скрепленных друг с другом болтами через уплотнительную прокладку. Внутри редуктора установлены:

  • Вал переключения;
  • Первый блок звездочек;
  • Второй блок звездочек;
  • Третий блок звездочек;
  • Выходной вал.

В действительности же устройство редуктора получается намного сложнее, поскольку каждый из перечисленных блоков состоит из набора деталей различной величины, общее число которых в собранном и готовом к эксплуатации редукторе – 32 шт.

На ОКЕ установлен двухскоростной цепной редуктор, причем на обеих скоростях предусмотрен реверс. Важная особенность этих механизмов – при необходимости их легко можно модернизировать. Например, в ранних моделях ОКИ были установлены редукторы с игольчатыми подшипниками, на которые было много нареканий от пользователей, но в аппаратах, выпущенных после 2000 года, игольчатые подшипники заменены на шариковые 306-е.

Однако поменять игольчатые подшипники на шариковые в старых моделях механизма почти невозможно, хотя некоторые доморощенные Кулибины и такой ремонт умудряются делать успешно. Но все же проще и безопаснее полностью заменить старый редуктор на новый, модернизированный, хотя покупка такой запчасти для мотоблока ОКА – удовольствие не из дешевых, и обходится она владельцу приблизительно в 1/3 стоимости нового мотоблока, а для б/ушных моделей может доходить и до половины, поэтому целесообразность такой модернизации остается под большим вопросом.

Хорошо хоть, что конструкция редуктора МБ-1 в случае неисправности какой-то одной детали не требует замены всего блока. В специализированных магазинах и сервисных центрах любую из его 32 деталей можно приобрести отдельно как запасную часть и заменить ею поврежденную. Покупать при небольших поломках полностью весь МБ-1 в сборе не требуется, за что он и ценится владельцами мотоблоков.

Технический уход и замена масла

Если вы покупаете в магазине собранный и готовый к работе мотоблок ОКА, то редуктор в нем уже заполнен трансмиссионным маслом. Однако через первые 10 часов работы нужно обязательно провести первую замену масла в редукторе мотоблока, а затем с интервалом в 25-30 часов выполнить еще 2-3 замены, чтобы полностью удалить из внутренностей редуктора оставшиеся в нем после сборки микрочастички металла и грязи. Также стоит помнить, что период приработки нового мотоблока, во время которого аппарату крайне нежелательно давать максимальную нагрузку, должен длиться не меньше 30 ч.

Для редуктора любого мотоблока всегда предпочтительнее использовать то масло, которое указано в инструкции по эксплуатации. Для мотоблоков ОКА это трансмиссионные масла: ТАП-15В, ТАД-17И. Можно заливать и другие марки масел, которые соответствуют ГОСТУ 23652-79, а также смешивать их между собой в любых пропорциях.

В инструкции по эксплуатации написано, что замена масла в редукторе должна производиться через каждые 100 часов работы механизма. Однако знающие люди утверждают, что такую замену нужно делать через каждые 50 часов, а также в обязательном порядке менять масло весной при расконсервации мотоблока после зимнего хранения.

Из всего сказанного следует, что ответ на поставленный в начале текста вопрос будет таков: технически использовать запчасти для мотоблока ОКА с более современных моделей для ранних ее модификаций вполне возможно. Ну, а вопрос о том, насколько такая модернизация старых моделей экономически целесообразна, каждый владелец ОКИ должен решить самостоятельно.

Похожие записи

comments powered by HyperComments
Похожие публикации