Навесное оборудование
Приобретая в магазине помощника для работы на дачном, приусадебном или небольшом фермерском участке, нужно помнить, что сами по себе даже дизельные тяжелые мотоблоки – не более чем дорогая игрушка с мощным мотором. Многофункциональным помощником, их делают разнообразные приспособления для мотоблока. Большинство фирм-производителей минитехники выпускают и различное дополнительное оборудования для комплектации своих моделей мотоблоков, но многие владельцы предпочитают разнообразные приспособления и насадки для своего мотоблока изготавливать своими руками, разыскивая для этого их всевозможные схемы и чертежи.
Прицепное и навесное оборудование
Несмотря на разнообразие дополнительного оборудование, его условно можно разделить на две группы:
- Прицепные устройства;
- Навесное оборудование для мотоблоков.
Но это разделение действительно условно, потому что большинство из таких агрегатов можно крепить как непосредственно на мотоблок, так и на специальные прицепные приспособления – адаптеры. В первом случае оно становится навесным, а во втором, закрепленное на адаптере, превращается в прицепное. Из всего большого перечня только грунтозацепы и утяжелители относятся исключительно к навесным приспособлениям для собственно мотоблока, и не используются в сцепке, но их предназначение – улучшить сцепление агрегата с грунтом, поэтому они являются не столько производственным оборудованием, а скорее аксессуарами для мотоблока.
К рабочему навесному оборудованию относятся:
- плуги;
- культиваторы;
- фрезы;
- окучники;
- картофелесажалки;
- картофелекопалки;
- почворезы;
- грабли;
- помпы;
- снегоуборщики;
- дровоколы;
- косилки.
Навесное оборудование для мотоблока не ограничивается только этим перечнем – существует еще немало навесных приспособлений, большей частью самодельных.
Перечень собственно прицепных рабочих устройств для мотоблоков не такой длинный:
- прицепы;
- специальные сцепки (адаптеры).
Используя эти устройства, можно превратить одноосный агрегат в двухосный минитрактор, работать на котором будет намного легче и безопаснее. Практически вся навеска на мотоблок может быть навешена и на специальные сцепки. Зачастую хозяева используют в работе одновременно два комплекта навесного оборудования: один навешивают непосредственно на мотоблок, и второй комплект навесного оборудования – на адаптер, увеличивая, таким образом, производительность работы агрегата вдвое.
Что лучше: заводское или самодельное навесное оборудование?
Казалось бы, абсурдный на первый взгляд вопрос на самом деле далеко не так прост. Понятно, что заводская приставка к мотоблоку лучше, чем самоделка, но беда в том, что зачастую она подходит только к оборудованию одной торговой марки.
Что из этого получается? У вас есть мотоблок, есть к нему, например, заводская косилка, но не было сцепки к ней, и вы изготовили самодельную сцепку. В этой ситуации вполне может случиться, что у вас возникнут проблемы со сборкой вашей самодельной сцепки для мотоблока и заводской косилки в один агрегат – или крепление подведет, или что-то другое не состыкуется.
На самом деле для многих хозяев делать навесное оборудование для мотоблоков своими руками – вынужденная мера. Ведь суммарная стоимость всех необходимых приспособлений и устройств, без которых многофункциональная работа этого механизма попросту невозможна, зачастую в десяток, а то и полтора выше, чем стоимость самой модели. Поэтому, приобретя мотоблок, приобрести дополнительно еще и оборудование к ним для многих людей попросту не по карману, особенно если речь идет о покупке мощных дизельных моделей, стоимость которых и так в 1,5-2 раза выше, чем стоимость их бензиновых собратьев.
Еще одна причина, не оставляющая владельцам отечественных марок другого выхода, как сделать самостоятельно оборудование, будь то навесное или прицепное, для своих мотоблоков – отсутствие качественно сделанных заводских аналогов. Поэтому, вместо того, чтобы втридорога покупать импортное оборудование, а затем пытаться выполнить его навешивание на отечественные модели, намного проще и дешевле сделать прицепное или навесное оборудование для своего мотоблока своими руками.
К тому же, самодельные – вовсе не означает плохие, низкого качества. Собранная из подручных материалов приставка к мотоблоку дает не меньшую, а зачастую даже большую пользу, чем наштампованные на конвейере завода. Ведь она собрана своими руками, в ней минимум сложных узлов и максимум практичности. Вдобавок такое оборудование получается максимально приспособленным к рельефу того земельного участка, на котором ему предстоит работать. Главное, чтобы собрана была такая приставка правильно и с максимальным соблюдением техники безопасности при ее эксплуатации.
Самые неожиданные приспособления-самоделки
Самое, наверное, распространенное использование мотоблока после обработки почвы и перевозки грузов – дровокол, позволяющий раскалывать большие чурки, не особо напрягаясь физически. Правда, собственно дровокол монтируется на отдельной станине, а от минитехники используется только работающий мотор.
Второе часто встречающееся использование этого механизма – превращение его в снегоход или болотоход. Самое поразительное, что народные умельцы умудряются выполнять это превращение, практически ничего не меняя в конструкции агрегата.
Сначала к мотоблоку цепляют прицеп, чтобы иметь двухосный четырехколесный агрегат, а затем выпускают воздух из всех колес. На спущенные колеса надевают особенные самодельные грунтозацепы. Их ширина в 2- 3 раза шире стандартной ширины обычного колеса. Затем снова накачивают колеса, которые, увеличиваясь в объеме, плотно припечатываются к надетым поверх них грунтозацепам.
Благодаря ширине колес, такое приспособление в 2-3 раза меньше давит на грунт, чем обычные колеса, но за счет своих шипов имеет с ним достаточное сцепление, поэтому «обутый» в такие приспособления агрегат достаточно резво бежит как по грязи, так и по снегу. Но нужно отметить, что по пересеченной местности на таком транспортном средстве все же особо не разгонишся.
Существуют еще много придуманных народной смекалкой замечательных приспособлений, каждое из которых заслуживает отдельного рассказа.