Трактор Т-16 – особенности модификаций «Шассика»
Трактор Т-16 – глубоко модернизированное колёсное СШ. Здесь предусмотрена новая силовая установка, другие шины. Задумкой конструкторов было создание универсального варианта самоходной платформы, способной работать в комплексе с разными видами сельхозорудий и промышленных механизмов. Шасси предусматривалось оснащать орудиями – опрыскивающей системой, культиватором, которые выполняют междурядную обработку.
Но трактор «Шассик» стали вовсю использовать на строительных площадках. Маневренный легкий агрегат перевозил грузы с помощью прицепа или платформы либо служил в качестве привода для различных механизмов – лебедки, циркулярных пил, сварочных аппаратов. Машина незаменима в сельскохозяйственной отрасли, выполняет функции косилки, самопогрузчика, стогомета, экскаватора, культиватора. Уборка сена осуществляется машиной, оборудованной КУНом.
Содержание
Технические характеристики
- мощность двигателя – 16 л.с.;
- диапазон скорости – 1,5/17,5 км/ч;
- габаритны, м – 3,28 X 2,5X 2,6;
- вес – 1,6 т;
- дорожный просвет, м – 0,56.
Силовая система
Трактор Т-16 «Шассик» оснащен четырёхтактным, 2-цилиндровым дизельным мотором Д16, который охлаждается воздухом. Особенность мотора – смесеобразование происходит предкамерным способом. Силовая система представлена кривошипно-шатунным механизмом, газораспределяющим устройством, системой питания, смазывающей, охлаждающей и пусковой системами.
Неподвижная основа мотора – картер. На его переднюю часть прикреплена алюминиевая крышка. На задней части корпусной детали устанавливался кожух маховика, снизу крепились фильтры для масла. Картер также предусматривал расположение распределительного вала. Нижняя часть опоры коленчатого вала – это место для установки масляного насоса.
Трансмиссионная схема
Трансмиссия представляет собой четыре разноразмерных колеса – спереди маленького размера, сзади – большие.
Схема трансмиссии представлена:
- сцеплением, которое имеет замкнутый режим включения;
- 7-ступенчатой КПП;
- ленточной системой тормозов.
Гидравлика
Устройство гидравлической системы включает два силовых выносных цилиндра. Их управление осуществляется с помощью специального гидрораспределителя, обеспечивающего:
- эффективное переключение потоков рабочих жидкостей;
- предохранение системы от возможности перегрузки.
Устройство рулевого управления
За счет гидравлической системы у трактора удобное рулевое управления, облегчающее работу механизатора – поворот руля не требует особого усилия.
Рулевая колонка включает карданный вал, стопорное кольцо, шарнирный соединительный механизм имеющий рулевое колесо.
Рабочее место
Изначально Т-16 не предусматривал кабин. Механизатор работал у всех на виду. Современные модификации предусматривали комфортабельное рабочее место, благодаря чему работать стало значительно удобнее и безопасней.
Где находятся номерные агрегаты?
Расположение:
- агрегата с заводским номером – задняя часть кабины, справа;
- номера двигателя – его левая часть, внизу;
- номера трансмиссии – правая часть корпуса моста, за тягами.
Модификации, процессы усовершенствования
В результате неоднократного улучшения, СШ оснащалось дизельным двигателем, который охлаждался воздухом. Силовая установка отличалась мощностью – 25 л.с. На агрегат устанавливали новую КПП и каркасную кабину – это был уже трактор Т-16M. Благодаря увеличенному размеру колёс машина стала отличаться большей грузоподъемностью. Изменяли систему гидравлики и занимались улучшением ходовой части.
То, сколько весит трактор Т-16, зависело от комплектации. Первый агрегат весил 1670 кг. Вес модификации стал минус 200 кг. Возможность установки самого разного навесного оборудования обеспечивало возможность эксплуатации машины для работ по разметке дорог и как очиститель снега.
Последняя модификация СШ – Т-16МГ, 1995 стал последним годом производства этой техники. Дальше в процессе усовершенствования принимают участие исключительно его владельцы. Главная цель создание универсального варианта навесного оборудования.
Что можно сделать из трактора Т-16
Многие владельцы пытались создать универсальную заднюю гидронавеску для крепления сельхозинвентаря. Агрегат выполнял функции: плуга, пропашного культиватора, сеялки, картофелекопалки, окучника. Переделка трактора Т-16 осуществлялась своими руками, дома. Навеска даёт возможность использовать агрегат как фронтальный погрузчик, грейферную установку, навесной подъемный механизм. Также машина может выполнять функции экскаватора, погрузчика, который используется при транспортировке деревьев.
Трактор становится незаменим для грузоперевозок в обыкновенном или самосвальном прицепе. Как улучшить проходимость? За счет шасси с передним ведущим мостом и установки механической лебедки. Машина, не обладая серьезной мощностью и функциональностью, отлично справляется со своим фронтом работ.
Преимущества и недостатки
Чтобы заменить запчасти, сделать прицеп или установить навеску не требуется прилагать максимум усилий. Техобслуживание трактора и ремонт обходятся владельца недорого. Продажей комплектующих, навесного и прицепного оборудования занимаются многие специализированные рынки.
Трудности возникают при ремонте, когда необходимо снять выжимной подшипник и заменить дифференциал. Это трудоемкий процесс, поскольку необходимо снять каждый рукав. Для этого кабину снимают либо ограничиваются установкой под ней подставки. Затем производится выемка первичного и вторичного вала, что потребует разбора всей коробки. Выполняется съем корпуса блокировки. Крышка левого подшипника выбивается внутрь. Дифференциал снимается и проводится замена подшипников и сальников.